Джо Завинул - австрийский джазмен
Главная /
Статьи / Джо Завинул - австрийский джазмен
Джазовая легенда Джо Завинул, а тогда Йозеф Эрих Завинул, родился в Вене 7 июля 1932 года. Его детство прошло в деревушке Кирхбах – среди Венского леса, окружавшего австрийскую столицу. В жилах музыканта течет смешанная чешско-венгерско-цыганская кровь, а его родной культурой была культура блестящей Вены, хотя и придавленная годами нацизма, Второй мировой войной и последовавшей оккупацией Австрии.
Он до сих пор очень гордится своей родиной и в разговоре защищает Австрию даже тогда, когда на нее никто не нападает. Если его кто-нибудь в шутку называет словечком «краут» (капуста – так англоязычные дразнят немцев), он сначала обижается, потом смеется и говорит: «Нет, я не краут, я из Австрии, я – шницель». Первым инструментом юного Завинула, которого тогда называли просто Пепе (так австрийцы сокращают имя Йозеф), был аккордеон. (Кстати, духовой синтезатор собственной конструкции он впоследствии так и назвал – «Пепе», по своему детскому прозвищу.) Инструмент ему подарили на шестой день рождения, и он год подбирал народные мелодии на слух. Над этим аккордеоном он умудрился проделать свой первый звуковой эксперимент. Музыкант вспоминает: ТЯ взял кусок зеленого сукна, вроде того, каким покрывают бильярдные столы, и наклеил его на язычки аккордеона. Получился гнусавый звук, и именно этот звук я использовал 25 лет спустя в пьесе «Black Market»У. Потом родители отдали способного мальчика в музыкальную школу при Венской консерватории. Фортепиано дома не было, и впервые он получил возможность ежедневно играть на этом инструменте в 1944 году – тогда его вместе с другими учениками вывезли из Вены (город сильно бомбили) в Чехию. Там, в старинном сельском доме, где разместили эвакуированных, был рояль. Вернувшись в Вену после войны, Йозеф заинтересовался джазом. В двадцать лет он уже играл с лучшим австрийским саксофонистом Хансом Кольнером, а позже переиграл едва ли не со всеми австрийскими джазменами.
Далее Джо Завинул принимал участие в записи джаз-роковых альбомов известного музыканта Майлза Дэвиса, но не остался с ним: «Мне надоело быть сайдменом (sideman – музыкант на вторых ролях). Я хотел играть свою музыку и играть ее так, как хочу». Клавишник Джо Завинул, тенор-саксофонист Уэйн Шортер и чешский басист Мирослав Витус создали свой, ставший популярным джаз-роковый коллектив Weather report. В разные годы в его состав входили самые передовые инструменталисты своего времени. Журнал "Down Beat" на протяжении всех пятнадцати лет существования Weather report неизменно объявлял его «Группой года», а Джо Завинул в течение десятилетий возглавлял список лучших клавишников, по опросам и критиков "Down Beat", и его читателей. Его называли единственным мастером синтезатора, обладавшим своим собственным, легко узнаваемым звуком.
В 1985-м группа распалась, и два года спустя Джо Завинул собрал первый Zawinul Syndicate. Здесь он предстал в новом качестве. Этот ансамбль отражает интерес своего лидера к музыкальным культурам всего мира и состоит из талантливых музыкантов. Завинул говорит: ТЕсли у меня сочиняется какая-то музыка, мне нужны правильные интерпретаторы, чтобы она зазвучала. Это и есть предпосылка – найти людей, чтобы можно было правильно выразить музыку. Иногда у вас просто нет возможности привлечь лучших музыкантов, но у меня всегда были лучшие музыканты, хотя иногда я не могу собрать их всех в одно время в одном месте.
Есть у Джо и еще одно пристрастие: академическая музыка – недаром он получил консерваторское образование. Он часто выступает в Европе вместе со своим земляком, пианистом Фридрихом Гульда, исполняя главным образом музыку Гайдна. Более того, он попробовал себя и в качестве академического композитора – его семичастная симфоническая работа «Stories of the Danube» ("Рассказы о Дунае") неоднократно исполнялась в Европе, Америке и Японии. В ней Завинул исследует венгерские, чешские и турецкие корни австрийской музыки. Альбом представляет собой слуховое путешествие через драму и потрясения, связанные с рекой Дунай и странами, через которые она течет. Это также пронзительное отражение борьбы, которую наблюдал Завинул в детстве, омраченном Второй мировой.
|